20 квіт. 2012
(за матеріалами “ВЛАСТЬ ДЕНЕГ”) Замглавы Cовета Федерации работодателей Украины Алексей Мирошниченко выступает за кардинальное изменение процесса подготовки специалистов рабочих профессий. С “ВД” он поделился идеями, которые уже активно прорабатываются в правительстве.
Претензии к качеству молодых кадров высказывают фактически все работодатели. По версии МОН, они и сами ответственны за это…
— Говорить, что в Украине готовят хороших специалистов, наверное, не совсем честно. Но виноваты в этом не только учебные заведения, но и государство, и работодатели. Кто должен составить учебную программу или так называемый профессиональный стандарт для подготовки специалистов? В других странах, как правило, требования к будущему студенту формирует работодатель.
Что мешает украинским работодателям последовать их примеру?
— Мы ожидаем принятия Закона “О системе профессиональных квалификаций”. У нас законодательно не определен такой термин, как “профстандарт”, и не оговорен правовой статус отраслевых советов. Отсутствие этих двух важных составляющих усложняет процесс совершенствования системы образования в целом и повышения конкурентоспособности квалификаций работника в частности.
23 ноября 2011 года было принято Постановление правительства “Об утверждении национальной рамки квалификаций”, и это пока максимум из того, что сделано в этом направлении.
Мы также инициировали внесение изменений в законопроект “Об организациях работодателей, их объединениях, правах и гарантиях их деятельности”. В частности, речь идет о закреплении за организациями работодателей и их объединениями права создавать отраслевые советы, разрабатывать профстандарты, согласовывать государственные стандарты высшего образования конкретных профессий. Что позволит участвовать в процессе составления учебных программ и планов и в идеале позитивно влиять на ход подготовки будущего специалиста. Параллельно мы готовим предложения по усовершенствованию формирования госзаказа, чтобы также вовлечь в этот процесс работодателей.
Каким образом?
— Работодатели хотят изменить систему таким образом, чтобы человек, получивший образование за государственный счет или за счет работодателя, отрабатывал вложенные в него деньги на протяжении определенного специальным договором срока. В случае отказа выпускник обязан будет вернуть вложенные в его обучение средства.
Помимо новых профстандартов, училищам нужна еще и новая материально-техническая база. Государство вряд ли в состоянии ее обеспечить.
— Я вижу выход в укрупнении учебных заведений, потому что одно дело — создать материально-техническую базу для одного крупного училища и совсем другое — для нескольких мелких. Но так или иначе, вряд ли какое-то училище сможет позволить себе такие же оборудование и технологии, что и бизнес. Необходима более тесная связь учебных заведений с предприятиями. Но для этого предприятие должно быть вовлечено в управление учебным процессом в составе наблюдательного или попечительского совета либо любого другого предусмотренного законодательством органа, который определяет политику развития определенного учебного заведения, и иметь возможность независимой проверки квалификации выпускников. Однако здесь возникает ряд вопросов. Например, для всех ли выпускников необходимо вводить такой механизм или только для определенных категорий, и кто за это будет платить.
Когда вы ожидаете реальных результатов в случае успешной реформы?
— Реформы в системе образования очень инерционны. Мы рассчитываем, что кардинально ситуация может поменяться не раньше, чем через пятнадцать лет.
(мовою оригіналу)