..

 

Обама пишається створенням 14 млн. робочих місць, а Яценюк головним досягненням уряду вважає зубожіння кожного третього українця

22 січ. 2016

Премьер-министр назвал создание новых рабочих мест главной экономической целью правительства в 2016 г. Правда, о способах и механизмах решения поставленной задачи скромно умолчал. Ответы на эти вопросы в интервью еженедельному изданию "2000" дал Исполнительный Вице-президент Конфедерации работодателей Украины, заместитель Председателя Федерации работодателей Украины Алексей Мирошниченко. Только он сильно сомневается в способности нынешнего состава Кабмина адекватно реализовать хоть какую-то разумную инициативу.
 
Беспомощная статистика
 
Алексей Валентинович, по официальным данным, уровень безработицы в 2015 г. составил 10% всего трудоспособного населения. Некоторые эксперты называли более шокирующую цифру — до 40%. Каков уровень безработицы по оценкам Федерации работодателей?
 
— Никто не скажет вам точное количество безработных в Украине. Проверенные цифры касаются лишь людей, зарегистрированных в службе занятости (440 тыс. чел.) и получающих пособие по безработице (340 тыс. чел.). Это данные конца 2015 г.
 
Уровень безработицы, подсчитанный по методике Международной организации труда (МОТ), — 1,6 млн. чел. Но эти данные получены при помощи опроса. Считает ли себя человек безработным или нет? В этом и проблема. Более-менее точной цифры никто не знает.
 
— Но все предприятия с 2000 г. подают отчеты по своим сотрудникам в Пенсионный фонд...
 
— Правильно. По официальным данным, сегодня (без учета Крыма и зоны проведения АТО) имеется 17,5 млн. трудоспособных граждан. По расчетам согласно методологии МОТ, 15 млн. украинцев считают себя занятыми. Госстат дает цифру — 7,9 млн. штатных работников. При этом в Пенсионный фонд вносят отчисления около 12,5 млн. работающих граждан. Делать какие-то выводы из этих противоречивых данных очень трудно.
 
Но в любом случае из трудовой статистики куда-то пропали около 3—7 млн. чел. То ли они трудятся за границей, то ли работают без оформления трудовых отношений, то ли не работают вообще.
 
Поэтому можно остановиться на цифре — примерно 4 млн. безработных либо считающих себя таковыми. Если пересчитать эти данные на трудовой потенциал украинцев, получается, что они составляют около 35% всего трудоспособного населения страны. Хотя назвать данную цифру уровнем безработицы в полной мере нельзя, ведь эти люди не обратились за помощью в службы занятости.
 
Они не обратились за помощью, но и не отчисляют налоги в Пенсионный фонд.
 
— Естественно. Но рано или поздно они придут получать пенсию, так как все граждане страны вне зависимости от отчислений имеют право на минимальное пенсионное содержание — около 1 тыс. грн. в месяц.
 
— На 4 млн. человек — к выплате получается приличная сумма примерно через 20—30 лет. На какие цифры должно опираться руководство государства? Понятно, что приятней и выгодней видеть 440 тыс. официально зарегистрированных безработных, но что делать в долгосрочной перспективе?
 
— Во-первых, нужно все-таки разобраться с цифрами. Вы правильно заметили, что эти 4 млн. чел., не заплативших в Пенсионный фонд ничего, через 30 лет придут за своими пенсиями. Значит, государство должно быть к этому готово. Во-вторых, создать рабочие места.
 
Что должно сделать государство для создания новых рабочих мест в первую очередь? Заняться этими вопросами самостоятельно в форме инициирования крупных государственных проектов либо обеспечить условия для развития приватной инициативы? Какие именно условия?
 
— За два года глава правительства словосочетание «рабочее место» не вспомнил ни разу. Но государственная политика не должна быть направлена на получение субсидий! И я бы не хвалился тем, что сегодня каждый третий гражданин получает помощь на оплату коммунальных услуг.
 
Президент США гордится тем, что за последние семь лет в его стране создано 14 млн. рабочих мест. А премьер-министр Украины главным среди своих достижений считает то, что каждый третий украинец стал фактически нищим! Минус отрасль.
 
— А у нас вообще сейчас создаются рабочие места? Рост безработицы в этом году продолжится, замедлится или, может, сократится?
 
— Рабочие места у нас скорее теряются. Официальную цифру безработицы будут держать примерно на уровне прошлого года, хотя она и вырастет. В каких объемах — сказать трудно, но предпосылок к увеличению количества занятых нет. По крайней мере на тех предприятиях, с которыми работает ФРУ, планируются сокращения персонала.
 
Маленький пример. На последней пресс-конференции (14 января. — Авт.) Петр Порошенко сказал, что горно-металлургический комплекс (ГМК) больше не является приоритетной отраслью для государства. Теперь в фаворе аграрный сектор.
 
 ИТ-индустрия, может быть, еще и кондитерская промышленность.
 
Получается, почти 1 млн. граждан, так или иначе связанных с ГМК (около 300 тыс. работающих плюс их семьи), одной фразой выводятся за пределы государственной социально-экономической политики?
 
— Но ведь крупных государственных предприятий в ГМК уже не осталось...
 
— Дело не в этом. Металлурги или химики не просят помощи от государства*. Нужно просто создать приемлемые условия для работы. Прежде всего, нормальную налоговую систему.
 
Кроме того, часто умалчивается факт, что крупные предприятия тяжелой промышленности являются, как правило, градообразующими. В таком случае речь уже идет о выживании населенных пунктов. Сейчас мы не говорим о том, эффективный ли собственник, модернизирует ли он производство. Речь идет о возможном исчезновении с карты Украины целых городов.
 
Мы готовы к этому? Кто-то что-то просчитывает? Может быть, правительство имеет в запасе программы замещения производства или планы по созданию новых рабочих мест в моногородах? Или разработан общенациональный план по развитию малого и среднего бизнеса?
 
Мы не раз и не два говорили чиновникам министерств: вы требуете модернизации производств, это логично и правильно. Но любое техническое перевооружение предприятия ведет к сокращению персонала! Куда девать освободившуюся рабочую силу, если в населенном пункте, кроме градообразующего предприятия, других работодателей просто нет?
 
— Некоторые собственники заводов говорили, что рассчитывали освободившиеся рабочие руки задействовать. Во-первых, в организации новых смежных импортозамещающих производств. Во-вторых, в работе торгово-развлекательных объектов, которые необходимо будет строить в маленьких городах, ведь квалифицированные сотрудники модернизированных предприятий будут получать зарплаты выше, у них появятся дополнительные потребности и возможности для реализации новых желаний и т. п. Но в этой схеме как раз государства и не видно.
 — Государство должно создать нормальные конкурентные условия для всех отраслей. Я же говорю немного не о том. Традиционно сложилось так, что у нашей страны существует мощная металлургическая промышленность, нравится это кому-то или нет.
 
Металл остается основным конструкционным материалом. Потенциальная внутренняя потребность в металле у нас далеко не исчерпана. Например, количество мостов в развитых странах и у нас отличается на порядки. Не говоря уже о дорогах, жилых домах, кораблях и т. п. Все это должно находиться в сфере государственной политики.
 
Сегодня мы работаем в условиях глобального распределения труда. Есть мировые компании-монополии, у них существуют технологические цепочки. Разные страны договариваются с транснациональными корпорациями, чтобы получить от них заказ на изготовление каких-либо комплектующих в рамках этих технологических цепочек. Но есть и внутренние производства, способные выпускать в Украине определенный продукт от «А» до «Я» и продавать его на экспорт.
 
Например, у нас есть запасы каолиновой глины, которую мы экспортируем в Италию, откуда она возвращается в Украину в виде кафельной плитки, умывальников и унитазов, но уже за совершенно другие деньги. Прекрасный бизнес.
 
А почему мы не можем сами выпускать сантехнику и продавать ее за рубеж? И это при том, что в стране есть соответствующие заводы, в модернизацию которых вложено по 20—30 млн. евро, где установлено новейшее итальянское оборудование.
 
Логика лоббизма
 
Что им мешает продавать продукцию, в том числе на экспорт?
 
— Нужна господдержка развития конкурентоспособного экспорта. Посмотрите, как работают посольства и торгпредства других стран. Второй вопрос — необходимо развивать внутреннее потребление. Но для этого необходимо обеспечить населению рост заработных плат. В стране живут 42 млн. чел. Каждая семья в среднем раз в 10 лет делает ремонт в квартире или доме. Но при таких уровнях доходов у них не хватит средств не то что на итальянскую сантехнику, но даже на отечественную.
 
Позвольте обратный пример. Около полутора лет назад установили огромную ввозную пошлину на фарфор. Это разорило поставщиков китайской посуды, но не подняло производство фарфора в нашей стране. Хотя правительство принимало это решение «с целью поддержки отечественного производителя», который, как выяснилось, был у нас аж один — в Дружковке (Донецкая обл.) и мощностей которого, скорее всего, не хватило бы на то, чтобы закрыть потребности украинского рынка фарфоровой посуды.
 
— Это лоббистский пример. И, наверное, не самый правильный. Я бы лучше вспомнил историю с запретом на экспорт подсолнечника. В результате Украина стала одним из крупнейших мировых поставщиков подсолнечного масла.
 
Так же и с каолиновой глиной нужно поступить. Если будешь добывать глину для того, чтобы производить из нее готовый продукт, тебе назначат рентную плату гораздо ниже, нежели предприятию, которое станет экспортировать сырье. И такие правила должны распространяться на все отрасли.
 
Возможно, у чиновников отсутствует понимание того, что организовать новое производство в Украине весьма непросто как с точки зрения финансовых вложений, так и с оглядкой на не самое дружелюбное к промышленникам законодательство?
 
— Вопрос даже шире. На государственном уровне нет понимания политики создания рабочего места. Стоимость одного высокотехнологического рабочего места начинается от $50 тыс. Это только на старте. Есть рабочие места и за $200—300 тыс.
 
В свое время существовала программа "Миллион рабочих мест" (в период президентства Виктора Ющенко и премьерства Виктора Януковича. — Авт.). Мы раскритиковали этот документ в пух и прах. Нереальная и очень дорогая инициатива. Умножьте $50 тыс. на миллион ($50 млрд. — Авт.). И это минимум. Не может наша страна финансировать такие проекты, но сформировать условия для создания рабочих мест — вполне.
 
Обама гордится почти полной ликвидацией безработицы в США, а Яценюк — суммами, которые он взял взаймы у международных финансовых организаций и раздал субсидии. Давайте перевернем эту пирамиду! Не нужен стране государственный патернализм в такой форме.
 
Нужно содействовать созданию рабочих мест, продвигать экспорт, развивать внутреннее потребление. И тогда субсидии в таких объемах станут просто не нужны.
 
В США началась реиндустриализация, а у нас деиндустриализация все еще продолжается.
 
— Почему мы не ведем переговоры с транснациональными корпорациями об открытии их производств в Украине?
 
Наверное, по причинам, зеркально обратным тем, по которым китайская корпорация Lenovo пару лет назад открыла в США свой первый сборочный цех.
 
— Правильно. Три года назад американский президент среди приоритетов внутренней политики назвал возвращение на территорию США промышленных производств.
 
Кстати, Китай в Евросоюз ежегодно поставляет продукции примерно на 360 млрд. евро. Мы провели анализ и сравнили товарные позиции отечественных и китайских поставок в ЕС, заработные платы у нас и в КНР (цифра, к слову, не в пользу Украины) и логистику экспорта (понятно, что путь контейнера из нашей страны в Европу занимает минимум на неделю меньше).
 
Т. е. преимущества перед Поднебесной существуют. Но для того, чтобы их реализовать, необходимо договориться об организации на нашей территории производственных площадок, к примеру, BMW или Siemens. Однако инвесторы опасаются к нам заходить, т. к. прецеденты внезапной отмены ранее обещанных налоговых льгот, к сожалению, имеются.
 
В Чехии провели достойный подражания эксперимент. Если инвестор платит сотрудникам нового предприятия среднюю зарплату не менее 500 евро в месяц, он освобождается от уплаты всех налогов.
 
Крупные отечественные компании в данный момент трудоустроили 2 млн. украинцев. И в любой перспективе не смогут охватить все 17,5 млн. трудоспособных граждан. Поэтому государственная политика создания рабочих мест должна распространяться на весь бизнес вне зависимости от его размеров.
 
Современные сельскохозяйственные технологии не предполагают наличия большого количества персонала. Где работать жителям села, которым не посчастливилось устроиться в агрохолдинг или в фермерское хозяйство?
 
Интересное решение этой проблемы предложила корпорация BMW в Германии. Политика автогиганта заключается в размещении небольших производств отдельных запчастей для авто в малых населенных пунктах Баварии. Так они создают рабочие места в сельской местности. Еще один пример: у Toyota в Японии имеется 60 тыс. поставщиков.
 
Почему в Украине не работают масштабные инфраструктурные проекты, предполагающие многократный рост новых рабочих мест вроде строительства качественных автомагистралей?
 
— Государство может профинансировать магистральные дороги. Но как это происходило у нас на практике? Шоссе Киев—Львов строила турецкая компания. Как в подобной ситуации задействовать собственный потенциал? Правительство объявляет тендер, где могут участвовать фирмы из любой страны, но и мы имеем право в условиях конкурса записать, например, обязательное использование местных строительных материалов, украинской рабочей силы, отечественного питания и т. д.
 
Это распространенная практика. В других странах даже указывают, к примеру, требование осуществлять не менее 25% закупок услуг и материалов у местного малого и среднего бизнеса. Идем дальше. Если авиакомпания хочет получить лицензию на перелеты, то пускай купит самолеты местного производства. За границей не стесняются об этом говорить, а мы почему-то боимся. Мы пытаемся продать западным компаниям наши самолеты, а они спрашивают: почему же вы сами на них не летаете?
 
ФРУ провела анализ крупнейших государственных компаний страны, которые могли бы закупать украинские товары и услуги. Это "Энергоатом", "Укргаздобыча", "Укрзалізниця" и многие другие.
 
В Украине существовали масштабные проекты по замене лифтов и уличного освещения. Почему подобные инициативы не были реализованы? Главная причина — сегодня правительство возглавляет самый экономически некомпетентный премьер-министр за всю историю украинской независимости.
 
В системе парламентско-президентской республики роль премьера — ключевая. Глава правительства определяет экономическую политику государства. А Арсений Петрович постановил, что все украинцы должны быть бедными и при этом каждое воскресенье наслаждаться его 10-минутными телепроповедями.
 
Насколько эффективна, по вашему мнению, деятельность Государственной службы занятости? Даже если вынести за скобки недавние коррупционные скандалы, в которых, как сообщают СМИ, были замешаны чиновники этой организации. Ведь на содержание службы занятости и выплату пособий в 2015 г. выделили 8,2 млрд. грн. Кто-то подсчитал, что если просто раздать эти деньги всем безработным, получилось бы по 17 500 грн. каждому.
 
— Во-первых, деньги не выделили, а перечислили работодатели и наемные работники. Во-вторых, из этих средств ежемесячно, в среднем, 340 тыс. чел. получают пособие по безработице — это примерно 5,5 млрд. грн. в год. А 2,7 млрд. грн. потратили на содержание самой службы занятости (а там работают 14,5 тыс. чел.), еще и на коррупционные скандалы что-то осталось.
 
К сожалению, ликвидировать данную службу мы не можем в связи с нашими международными обязательствами. Но как подобная структура работает в других странах? Есть касса, куда ты платишь взносы. Если тебя уволили, получаешь какое-то время пособие из этой кассы.
 
А на проведение государственной политики занятости должны выделяться средства из бюджета. У нас же эти функции передали в ведение службы и всю деятельность оплачивают работодатель и наемный работник. А ФРУ выступает за разделение полномочий.
 
Магистры цирюльни
 
Подавляющее большинство руководителей предприятий из всех отраслей промышленности сетуют на острую нехватку квалифицированных сотрудников моложе 40 лет. И это несмотря на высокий уровень безработицы.
 
— В свое время у нас возник конфликт между учреждениями профессионально-технического образования и службой занятости, когда служба начала создавать собственные учебные центры. Зачем? Тогда существовало около 1000 профтехучилищ. На их базе нужно было создавать систему переквалификации. А мы создали параллельную конкурирующую систему подготовки и переподготовки кадров.
 
В новом законе о профессиональном образовании планируется реализация принципиально новой концепции, предполагающей влияние работодателя на профобразование. По задумке Минобразования, при профессиональных учебных заведениях создадут крупные центры профобразования регионального уровня. Поэтому и финансироваться они будут из местных бюджетов за счет сотрудничества региональной власти с бизнесменами. Насколько такой подход устроит работодателей?
 
Существует ли опасность, что местные центры профобразования превратятся в неоправданную дополнительную финансовую нагрузку для бизнеса в регионах?
 
— Такая система работать не будет. Во-первых, министр образования Сергей Квит заботится только о системе высшего образования, сейчас его вынуждают обратить внимание и на среднее образование, а вот профтехучилища находятся вне поля его зрения. ПТУ — самый нелюбимый ребенок Минобразования, которым никто не занимается. Они не понимают, что профобразование — это основа государства.
 
Уже осталось 940 профучилищ. На всех до 2016 г. выделялось ежегодно около 5 млрд. грн. Из этих средств 98% направляются на зарплату персонала, стипендии учащимся и оплату коммунальных услуг. А на оставшиеся крохи нужно как-то обновлять материальную базу, приобретать учебники и т. п.
 
Вторая проблема — численность учащихся. По европейским нормам рентабельность содержания профессионального учебного заведения начинается при наличии минимум 500 учащихся. А на самом деле в их техникумах учатся от 2,5 тыс. до 15 тыс. студентов.
 
Средняя загрузка ПТУ в Украине значительно меньше, и нам необходимо заняться укрупнением этих учебных заведений. Или взять на вооружение белорусский опыт обновления материальной базы ПТУ. Они поняли, что все профтехучилища не вытянуть, поэтому создали т. н. ресурсные центры.
 
К примеру, в стране существовало несколько училищ общественного питания. Белорусы взяли одно лучшее из них, закупили современное оборудование, создали там ресурсный центр, на базе которого проводят и обучение студентов, и переподготовку преподавателей для других учебных заведений.
 
Следующий шаг. Реформу профтехобразования необходимо синхронизировать с укрупнением средних школ в селах. Почему бы не создать большой учебный центр на базе крупного ПТУ в тех райцентрах, где есть такая возможность?
 
Это, кстати, мировая тенденция — центры образования становятся градообразующими заведениями. Показателен пример Финляндии, где учебные городки включают в себя систему садиков, школ, профтехучилищ и общежитий, которые обслуживают по 40 тыс. человек — педагогов и вспомогательного персонала.
 
Еще один важный момент. Сколько времени человек должен обучаться в профтехучилище? Считаю, что среднее образование нужно получать в школе, а в ПТУ — только профессию. ФРУ совместно с Донецкой топливно-энергетической компанией (ДТЭК) провели эксперимент по подготовке в соответствии с новыми стандартами по специальности горный работник очистного забоя, иными словами — шахтер.
 
При новых подходах время обучения было сокращено с 24 до 9 месяцев. Мы просто провели анализ, а чему, собственно, учат шахтеров в ПТУ, и отсекли все лишнее. Правила дорожного движения, компьютерную грамотность и подобные дисциплины учащиеся обязаны изучать в средней школе.
 
— Кто должен сформировать заказ на подготовку кадров — бизнес или власть?
 
— Государство. Кого готовить в первую очередь? Для Николая Азарова были приоритетны одни отрасли, для Арсения Яценюка — другие. А для страны? Если мы сегодня объявили о преимуществе аграрного сектора, следовательно, нужно готовить специалистов по сельхозмашино-строению, химии, почвоведов и т. д.
 
— У нас высококвалифицированные ветеринары и зоотехники на вес золота...
 
— Об этом же и речь! А если мы страна индустриальная, то готовим слесарей, токарей, фрезеровщиков, сварщиков. Необходимо определить приоритет. За какое именно профессиональное образование будет платить государство? Оно же гарантирует первое рабочее место по окончании учебного заведения.
 
Если гражданин получил образование за счет бюджета, то 3—5 лет он должен отработать на государство. Не хочешь? Возвращай полную стоимость обучения. В ином случае, будь любезен, езжай туда, куда тебя направят — к примеру, на север Черниговщины или на юг Кировоградщины.
 
Все остальное образование — на коммерческой основе. Хочешь быть экономистом, юристом или журналистом — плати за учебу и трудо-устраивайся самостоятельно.
 
Некоторые отечественные ученые считают, что абсолютно все граждане страны обязаны получить высшее образование. Зачем? Я считаю, что все должны иметь профессию. Но не нужно доводить ситуацию до абсурда. Например, в институте культуры на протяжении шести лет готовят парикмахера-магистра!
 
Профобразование должно стать престижным, а любые профессии — цениться обществом. Не говорить своему ребенку, мол, будешь плохо учиться в школе — тебе прямой путь в ПТУ. Слесарь, токарь и дворник — это уважаемые и востребованные люди.
 
Но у нас даже нет госоргана, который бы отвечал за анализ рынка труда. Министерству социальной политики этим заниматься некогда. Так отдайте эти функции Минэкономики. Бюджет тратит 25 млрд. грн. ежегодно на обучение в соответствии с госзаказом, не зная даже реальных потребностей в тех или иных профессиях. Но об этом никто, к сожалению, не думает.
 
Інтерв'ю підготував Валерій Денисенко
 
(мовою оригіналу)