Образование. Способности. Занятость: опыт украинских работодателей

16 вер. 2013

Тезисы выступления Алексея Мирошниченко  на ежегодном заседании Европейских членов МОР на тему «Образование. Способности. Занятость: опыт украинских работодателей»

Тема заявленной дискуссии является крайне актуальной для работодателей всего Европейского региона и не только. Вопросы занятости, интеграции молодежи на рынок труда, трудовая миграция, - вот далеко не полный перечень вопросов, с которыми приходится сталкиваться работодателям Украины и подавляющего большинства стран-членов ЕС. Экономический кризис повлиял практически на все сферы социально-экономической жизни стран Европейского региона. Не обошел он стороной и вопросы занятости.

Сейчас в Европе более 5 млн. молодых людей являются безработными. Средний уровень безработицы среди молодежи (23%) более чем вдвое превышает общий уровень безработицы в ЕС (11%).

Даже до кризиса уровень безработицы среди молодежи был особенно высок (17% по сравнению со средним показателем 7% в 2008 году).

В Украине уровень безработицы среди молодежи составляет 18%, что более чем в два раза превышает общий уровень, составляющий 8%. По данным Государственной службы занятости, общее количество безработных в категории 18-25 лет достигает 80 тысяч человек (при общем количестве зарегистрированных безработных на конец июля 2013 года 451 тысяч человек).

Но вопрос не только в молодежной занятости. Молодежь - это смена старшим, и не всегда такая смена происходит безболезненно. Следовательно, не менее актуальной является проблема занятости лиц возрастной категории «45 +».

Мы уже наблюдаем первые признаки так называемого «конфликта за рабочее место между молодыми и «седеющими работниками» grayingemployees») за перераспределение уже существующих рабочих мест, что особенно актуально в контексте увеличения как пенсионного возраста, так и продолжительности жизни человека в европейском регионе в целом. И, на мой взгляд, это проблема будет только усиливаться, так как в ближайшие несколько лет значительного увеличения новых рабочих мест не предвидится.

В тоже время мы отчетливо понимаем, что модернизация крупных градообразующих промышленных предприятий неминуемо влечет сокращение рабочих мест, что особенно будет ощутимо в так называемых моногородах. И это является достаточно серьезным вызовом для Украины.

С целью преодоления указанных негативных явлений, усилия социальных партнеров, государства как в Украине, так и в ЕС должны быть направлены, на наш взгляд, на решение следующих взаимосвязанных проблем:

1.  создание новых рабочих мест, изначально более приспособленных под высокую квалификацию и навыки соответствующих современному уровню развития технологий;

2. повышение качества образования, подготовки и переподготовки кадров на всех уровнях для преодоления несоответствия навыков и знаний требованиям рынка труда;

3. повышение престижности инженерно-технических и, особенно, рабочих профессий в обществе. Усиление профессиональной ориентации как среди школьников и молодых людей, выходящих на рынок труда, так и среди старших работников.

Что уже сделано и будет делаться Федерацией работодателей Украины для решения этих проблем.

 
1. СОЗДАНИЕ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ

В Украине в последнее время, в том числе и в связи с кризисом, существенно реформируется законодательство в сфере занятости.

В 2010 году был принят Налоговый кодекс Украины, который:

· стимулирует работодателей вкладывать средства в обучение персонала (относя на себестоимость затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала);

· стимулирует создание новых рабочих мест (путем снижения налогообложения ввозимого оборудования и технологий для субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики).

В июне 2012 года, реализуя одними из первых в мире инициативу МОТ «Глобальный Пакт о рабочих местах» (ILO Global Job Pact), социальные партнеры и государство совместно подписали Национальное трехстороннее соглашение - Пакт о занятости и рабочих местах, одной из основных целей которого является повышение уровня занятости и реализации права граждан на достойный труд.

Также, год назад был существенно обновлен Закон Украины «О занятости населения», который, в частности, предусматривает такие механизмы, как:

·   подтверждение результатов неформального обучения (informallearning);

·  предоставление «ваучеров» на получение дополнительного образования для работников возрастной категории «45 +»;

· экономическое и налоговое стимулирование работодателя, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства, создавать новые высокопроизводительные рабочие места (компенсация Единого Социального Взноса).

В настоящее время продолжается разработка ряда проектов законов Украины, в частности:

-   «О профессиональном образовании» (на замену действующего ЗУ «О профессионально техническом образовании», 1998г.),

- «О высшем образовании», способствующих улучшению условий обучения и предоставлению людям с соответствующими навыками и компетенциями адекватных рабочих мест.

 
2. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

По нашему глубокому убеждению, значительная часть современных проблем с молодежной занятостью, как в Украине, так и в Европейском регионе, связаны с качеством образования и несоответствием предлагаемых учебными заведениями знаний и навыков актуальным потребностям работодателей.

В качестве примера могу сказать, что в 2012 году в течение трех месяцев со дня окончания учебы не смогли трудоустроиться и, к сожалению, воспользовались услугами «биржи труда» 93 тыс. выпускников различных учебных заведений, почти 19% от общего количества!

Из которых 6,3 тыс. человек составляли выпускники средних общеобразовательных школ;

33,4 тыс. человек - выпускники профессионально-технических учебных заведений; и
52,9 тыс. человек - выпускники высших учебных заведений.

В денежном выражении это означает, что 1,6 млрд. грн. (около 200 млн. $) бюджетных средств в ценах 2013 г. (бюджет образования на 2013 год составляет 53 млрд. грн. / 5 лет / 600 000 (общее количество выпускников) х 93 000) потрачены неэффективно!

Эти цифры являются весьма наглядной иллюстрацией того, что качество образования в Украине не в полной мере соответствует требованиям рынка труда и неэффективности использования средств налогоплательщиков! И винить в этом только учебные заведения не корректно! Тут есть и наши с вами как работодателей недоработки.

Понимая это, мы инициировали в июне 2012 года  принятие новой версии Закона Украины «Об организациях работодателей, их объединениях, правах и гарантиях их деятельности», в тексте которого впервые было зафиксировано право работодателей на создание отраслевых советов (Sector Skills Councils), расширены их права и возможности участвовать в формировании политики в сфере образования, закреплено право работодателей анализировать квалификационное содержание стандартов образования. 

В продолжение этого и для повышения качества образования, в настоящее время по инициативе Федерации работодателей Украины реализуется ряд инициатив, таких как:

·создание отраслевых советов (Sector Skills Councils) и разработка ими профессиональных стандартов (Occupational standards);

· мероприятия, направленные на повышение престижности инженерно-технических и рабочих профессий;

· внедрение и популяризация наставничества (apprenticeship) на предприятиях, а также внедрение дуальной (dual) системы образования.

Отраслевыесоветы(Sector Skills Councils). Сегодня уже ни у кого в Украине не вызывает сомнений в необходимости качественного обновления содержания образования. Частично мы реализуем эту потребность через участие в обновлении существующих стандартов высшего и профессионального образования. Однако без системного и профессионального участия работодателей в отраслевых советах по разработке профессиональных стандартов и компетенций, существенного прогресса в улучшении качества стандартов образования мы не добьёмся. Понимая это, мы начали создавать отраслевые советы в базовых отраслях промышленности Украины. Уже функционируют отраслевые советы в металлургической и химической отраслях, на очереди их создание в секторах сельского хозяйства, сельхозмашиностроения, в сфере отельно-ресторанного бизнеса и туризма. При этом мы видим прямое  участие конкретных предприятий в работе таких отраслевых советов, выражающееся в разработке профессиональных стандартов, их обновлении, анализе отраслевого рынка труда.

Также, одним из важных факторов обеспечения качества образования мы видим Национальную рамку квалификаций (National Qualification Framework), разработанную с непосредственным участием работодателей и принятую в ноябре 2011 года постановлением Правительства Украины. Следует отметить, что мы, при разработке нашей НРК, руководствовались Европейской рамкой квалификаций и рекомендациями Совета Европы.  Логичным продолжением этой работы является формирование Национальной системы квалификаций (National Qualification System) и создание Агентства по развитию профессиональных квалификаций (Agencyon Development of Professional Qualifications).

Одной из наиболее острых современных проблем как в Украине, так и в ЕС является повышение престижности инженерно-технических и, особенно, рабочих профессий (risingprestigeofengeneeringand, especuially, workingoccupations). Как и чем мотивировать молодых людей осваивать рабочие и инженерно-технические профессии – это серьезный вызов и для системы образования, и для работодателей, и для общества в целом.

Мы активно работаем в Совете по вопросам профессиональной ориентации при Кабинете Министров Украины (Councilon Career Guidanceunder the Cabinet of Ministers of Ukraine) и предлагаем введение уроков профессиональной ориентации (Career Guidance) для старших классов средней школы, на которых школьники могли бы узнавать о современных рабочих профессиях, их важности для общества и, возможно,  получать свои первые квалификации. 

На очереди стоит повышение привлекательности профессионального образования и обучения и обеспечение его качества, что должно повлечь за собой повышение престижности квалифицированных рабочих профессий. Ведь не секрет, что современные высококвалифицированные рабочие места требуют таких навыков, как знание информационных технологий, современных способов поиска и обработки информации, что практически стирает грань между профессиональным и высшим инженерным образованием.

Еще одним фактором повышения привлекательности рабочих профессий мы видим развитие трудовых династий. Работодатели Украины способствуют возрождению трудовых династий, что особенно важно на больших и градообразующих промышленных предприятиях.

Наставничество (apprenticeship) это относительно новое, вернее, «забытое старое»  для Украины направление, призванное, с одной стороны, повысить качество образования за счет достижения максимального соответствия программ подготовки будущих работников требованиям конкретного работодателя, включая, в том числе, стажировку и учебную практику учащихся и студентов, тренинг преподавателей на производстве, развитие механизмов дуальной системы образования.

С другой стороны – наставничество может в какой-то мере сгладить конкуренцию поколений за рабочее место. Также учитывается опыт и занятость людей пенсионного и пред-пенсионного  возраста в качестве наставников. Конечно, над реализацией конкретных механизмов необходимо работать, но перспективы у этого направления, мы уверены, есть большие.

Как положительный опыт Украины особо следует отметить, что в последнее время практически все изменения в сфере образования и занятости происходят в тесном сотрудничестве объединений работодателей, Министерств образования, социальной политики Украины и Государственной службы занятости - что существенно улучшает качество соответствующих реформ. И мы благодарны нашим коллегам из правительства за это сотрудничество.

Одной из основных задач МОР есть «содействие экономическому развитию, занятости и социальной политике, необходимых для поддержки и развития свободного предпринимательства и рыночной экономики». Любая, самая привлекательная и конкурентоспособная бизнес-идея, без реализации ее высокопрофессиональными кадрами, обречена на провал.

По моему глубокому убеждению, МОР как международной организации, объединяющей бизнес практически во всем мире, нужно больше уделять внимания таким вопросам как:

навыки и актуальные для рынка труда компетенции,

-   образование,

-   занятость, особенно молодежная.
 

Мы считаем необходимым выделение этих вопросов как одного из приоритетных направлений в деятельности МОР. Привычным и логичным для МОР механизмом его реализации мы видим создание Рабочей группы для разработки политики в сфере навыков и образования (PolicyWorkingGrouponSkillsandEducation), которая могла бы реализовать следующие задачи:

1)  выработать руководство для своих членских организаций по их участию в развитии национальных и региональных политик в сфере навыков и образования и мы готовы принимать активное участие как в создании, так и в работе такой группы.

2)  активизировать сотрудничество МОР с другими международными организациями в области развития навыков и обучения с целью координации взаимных действий.

Уверен, что активизация такой деятельности повысит роль МОР как влиятельной международной организации, которая:

реагирует на изменения, вызовы и приоритеты развития бизнеса;

оказывает своим членским организациям актуальные, востребованные и качественные услуги,

информирует общество о  современных для работодателей и их организаций идеях, задачах и вызовах.