Голова Фонду соцстрахування: В Україні з'явилася армія професійних безробітних

26 січ. 2017

Сколько в Украине "профессиональных безработных"? Каковы максимальные и минимальные выплаты по безработице?

Может ли рассчитывать на выплаты сотрудник, уволенный за прогулы? На эти и другие вопросы читателей в ходе Прямой линии в "КП" в Украине" ответил глава Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы Алексей Мирошниченко.

Об эффективности

- Как вы отнеслись к высказыванию Гройсмана о неэффективности службы занятости?



- Я внимательно слушал выступление Премьер-министра, и, на мой взгляд, он говорил не об упразднении Службы, а о том, что ей необходимо придать новые качества. Об этом мы говорили буквально на днях, когда утверждали бюджет фонда на 2017 год. Прежде всего нужно четко понимать, что Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы – это страховой орган, где аккумулируются деньги страхователей. И если человек теряет заработок, Фонд компенсирует ему часть средств. Второй момент касается активности государственной политики на рынке занятости. За последние пять лет государство не выделило ни копейки на развитие занятости, анализ рынка труда, составление баланса рынка труда. Считается, что есть Фонд – пусть он этим и занимается. А теперь приведу конкретные цифры. Бюджет Фонда на 2017 год составляет чуть более 10,2 млрд гривен. Из них 8 млрд – это прямая помощь безработным. Около 1,7 млрд. ― это содержание огромной системы службы занятости. А на активный анализ занятости, баланса рынка труда, профилактику, профориентацию остается всего-навсего 500-600 млн грн, и этого катастрофически мало на 42-миллионную страну. Вот эту проблему нужно решить и законом о занятости определить, что делает Фонд, а что делает государство.

- И все же: согласны ли вы с тем, что в нынешнем виде служба занятости неэффективна?

- Это сложный вопрос, который лучше разложить на составляющие. И начал бы я с того, что любой государственный орган в Украине неэффективен в силу разных причин, и служба занятости здесь не исключение. Сегодня служба занятости – это практически центральный орган исполнительной власти, поскольку руководитель Службы назначается приказом министра, бюджет Службе утверждается Кабмином, а социальные партнеры или работодатели, которых я представляю, практически не участвуют в управлении фондом. С другой стороны, Служба имеет подразделение в каждом районном центре, и в ней работает около 12,5 тыс. человек. Это огромный механизм, который является посредником между правительством, рынком труда и человеком. Представьте: человек потерял работу ― не самая приятная ситуация в жизни. Это и определенное психологическое настроение, и отношение к власти, работодателю. В этом настроении он идет в службу занятости, и сотрудник, который его там встречает, принимает на себя весь негатив. Он выслушивает его, пытается вникнуть в ситуацию, идет определенная реабилитация. Мы должны понимать: эта функция остается за Службой или нет? Я считаю, если государство заботится о своих гражданах, если оно выполняет социальную функцию, оно должно слушать и понимать человека. Тогда социальное напряжение будет уменьшаться.

О реформах

- Какие изменения подразумевает реформирование службы занятости? Скажем, сокращение численности сотрудников или новый сайт – это реформа или нет?

 - Вряд ли. Реформа заключается в том, чтобы придать службе занятости новые качества на рынке труда и сделать ее реальным игроком. А для реализации этих планов прежде всего нужно наконец принять нормальный и реальный закон о занятости населения. Это основа, на которой работает и Фонд социального страхования на случай безработицы, и служба занятости, как исполнительный орган этого фонда.

- Готово ли государство к реформам в социальной сфере? Говорить можно все, что угодно, вот только до дела в нашей стране редко доходит…

 - Наше государство сейчас находится на таком этапе, когда уже нужно определиться с будущим социального страхования. Лет 10 назад государство брало на себя обязательства обеспечить пять видов социального страхования: пенсионное, медицинское, на случай безработицы, на случай потери трудоспособности и на случай несчастного случая на производстве. В итоге медицинское страхование так и не работает, пенсионное – создано наполовину, идет трансформация остальных фондов. А основная проблема заключается в том, что в классическом виде социального страхования в Украине нет. Классическое страхование предусматривает, что человек вкладывает деньги в Фонд, а после наступления страхового случая ему эти деньги возвращают. Сейчас в Украине это не работает. Поэтому когда у нас идет дискуссия в правительстве или в министерстве социальной политики, мы говорим: давайте скажем стране честно – социальное страхование в нынешнем виде себя изжило и работать не может. Давайте перейдем к старой забытой схеме – социальное обеспечение, при котором государство берет на себя ответственность и четко определяет размер выплат.
Могу описать ситуацию на примере фонда, председателем которого я являюсь. Человек, который не работал ни дня и не платил в наш Фонд ни копейки, имеет право получать компенсацию по безработице 544 грн. в месяц в течение полугода. Аналогичная ситуация и в пенсионном фонде. На мой взгляд, это несправедливо.

Об обучении

- Моя супруга-домохозяйка (возраст ближе к 50) давно не работала. У нее есть мечта – работать водителем трамвая, но нет соответствующей специальности. В службе занятости ей предлагают пойти кассиром в супермаркет. Она кассиром не хочет. Можно ли требовать, чтобы служба занятости отправила ее на курсы?

- Служба занятости по большому счету занимается только безработными. А для того, чтобы получить статус безработного, нужно зарегистрироваться. В перечне профессий, по которым служба занятости может обучить безработного, – более 70 наименований. И вагоновожатые там тоже есть.

- То есть нужно обязательно зарегистрироваться?

 - Разумеется! Иначе Служба не сможет бесплатно организовать это обучение. Мало просто прийти и сказать: я хочу!

- У меня ребенок два года назад закончил факультет "Банковское дело", а сейчас вынужден работать официантом. Что у нас не так с фондами и законодательством? Почему дети годами учатся, а потом вынуждены работать не по специальности?

- Прежде всего, что-то не так в системе высшего образования. У нас больше 800 вузов на 40-миллионную страну. Это много, теряется качество образования. Вторая проблема – в нас самих. Когда мы выбираем детям будущее, то не занимаемся профориентацией. Мы думаем так: наш ребенок получит высшее образование, и социальный лифт поднимет его высоко, он станет получать много денег. Но жизнь оказывается намного прозаичней. Взять, например, ваш случай. Когда вы отправляли ребенка на эту специальность, у вас была мотивация, почему банковский сектор? У нас была статистика за 2007-2008 год: 40%  выпускников вузов стали на учет в центр занятости! То есть их первое рабочее место – безработный. И так будет продолжаться до тех пор, пока мы будем свято верить, что высшее образование – это панацея от всех бед. Посмотрите на другие страны. Там только процентов 20-30 детей идут получать высшее образование. Убежден, что высшее образование должно быть платным, а бесплатно государство должно учить только по определенным специальностям, которые нужны стране.

- Есть ли сейчас дефицит кадров? В какой сфере?

- Прежде всего, в дефиците квалифицированные рабочие. Дефицит есть в области IT, в швейной промышленности, легкой промышленности, в сельском хозяйстве (комбайнеры, трактористы), предприятиям нужны квалифицированные слесари и токари. В среднем страна предлагает 50-80 тысяч вакансий ежемесячно. Другое дело – кто пойдет на эту работу? За прошлый год около 300 тысяч госслужащих, работников правоохранительной органов, прокуратуры, судов получили уведомления об увольнении. Какую работу предложить бывшему судье – водителем трамвая? Тут есть очень большая проблема – определить термин "подходящая работа". И ее нужно решить законодательно.

- Вопрос по поводу молодых специалистов – их нужно обязать отработать определенное время. А то приходят кадры неподготовленные, после каких-то училищ, в них вкладывают силы, время, деньги. А они поработают пару месяцев и уходят.

- Я бы эту проблему разделил на несколько частей. Первая – после каких именно учебных заведений приходят эти кадры. Процент трудоустройства выпускников профтехучилищ колеблется в районе 90%, ведь, как правило, люди выбирают рабочие профессии сознательно. А вот высшее образование стараются получить, что называется, "любой ценой", и вот тут возникает проблема.
Второй момент – качество образования. Часть учебных заведений, особенно высших, готовят людей на рынок труда, не привязываясь ни к конкретному рабочему месту, ни к конкретной специальности. Мы сейчас хотим сделать анализ рынка труда, чтобы понимать, какая профессия будет сегодня востребована, какая – завтра. Хотя бы на 3-4 года посмотреть вперед.
И, наконец, еще одна проблема – украинский менталитет: мы сначала определяемся с жильем, а потом вокруг этого жилья начинаем искать работу. В других странах наоборот: сначала работа, а потом проживание.

О реальных и "профессиональных" безработных

- По статистике безработица падает, по ощущениям – растет. А по вашим данным, что происходит с безработицей?

- Реальная картина мало изменилась за последний год. В сентябре-ноябре 2016-го через службу занятости прошло 1,3 млн. безработных – это те люди, которые в течение года были зарегистрированы и получали пособие.
Нас больше волнует другая цифра: количество претендентов на одну вакансию. Сегодня это 11 человек на рабочее место, и цифра будет расти. Во-первых, мы ожидаем роста сокращений в связи с ростом минимальной зарплаты до 3200 грн. Решение о повышении минималки было не экономическим, а политическим. Понятно, что доходы украинцев надо повышать – на 1600 грн. не проживешь. Но государство должно было сначала создать нормальные условия для ведения бизнеса, навести порядок в банковской системе, обеспечить доступ к кредитным ресурсам, начать реально бороться с коррупцией, а уже потом резко административно поднимать зарплату.
Еще более тревожная тенденция – военнослужащие, которые прошли АТО и, возвращаясь, пополняют ряды безработных. С этой категорией служба занятости должна активно работать – этим ребятам нужно особенное внимание. Еще одна огромная проблема – временные переселенцы.

- Планируете ли вы сотрудничество с кадровыми и рекрутинговыми агентствами, чтобы увеличить количество вакансий и шансы зарегистрированных безработных на трудоустройство?

- Думаю, да. Служба занятости открыта к этой работе, потому что чем больше людей мы трудоустроим, тем лучше будет для всех.

- Работаю в руководстве строительной компании, и вижу такую проблему. Приходят из центра занятости люди по направлению, и многие с порога заявляют: я тут у вас неделю посижу, а потом напишите мне отказ, и я пойду, не хочу выплаты потерять. И таким образом люди тянут деньги из бюджета месяцами…

- Сегодня у нас даже появилось такое понятие – "профессиональный безработный". Человек, знающий законодательство, прекрасно понимает, что выплаты ему будут идти, если за него 6 месяцев платили взносы и он числился работающим. Мы видим эту проблему и даже некоторых идентифицируем. Но ни Фонд, ни служба занятости не может ставить "заслоны" – это работа законодателя. В последние два года появилась еще одна мотивация не работать – чтобы получать субсидии. Сегодня счет "профессиональных безработных" уже идет на десятки тысяч.

- Есть ли в службе занятости вакансии, где предлагают высокие зарплаты – 30-40 тыс. грн?

- Видел вакансии с зарплатой 15 тыс. грн.  Был интересный пример, если не ошибаюсь, в Житомирской области – набирали людей на работу в Арктику. Но там особые условия – работа полгода в условиях холода.

- Чего, на Ваш взгляд, сегодня не хватает рынку труда?

- Доверия. Рынок должен давать вакансии и доверять специалистам, служба занятости должна быть готова найти этих специалистов и обеспечить, а люди должны доверять и Службе, и работодателю. И самое главное – надо быть честными. Потому что просто получить пособие и на полгода исчезнуть – это все же своего рода мошенничество.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Минимальная выплата по безработице для незастрахованных граждан (то есть тех, у кого нет трудового стажа) – 544 грн.
Минимальная выплата для застрахованных граждан (то есть тех, у кого есть трудовой стаж) на сегодня составляет 1160 грн. С 1 апреля 2017 года она будет увеличена до 1280 грн. в месяц.
Максимальная помощь, которую ежемесячно может получить безработный на протяжении 9-12 месяцев – 6400 гривен (4 прожиточных минимума для трудоспособных).
Если человек был с последнего места работы уволен по статье (например, за прогулы), пособие выплачивается в минимальном размере – 544 грн.
Если человек уволился по собственному желанию, пособие начисляется начиная с 91 дня и выплачивается в течение 9 месяцев.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Как получить диплом за считанные дни

Для тех, кто получил профессию неформальным путем, но для того, чтобы работать, нужен диплом государственного образца, сейчас проводится интересный эксперимент.

- Он проходит на базе двух учебных заведений в Ровно и в Одессе на примере профессии повар, - рассказывает Алексей Мирошниченко. – Если человек считает, что он повар, и при этом у него нет времени учиться, он проходит онлайн-тестирование. После того, как система подтверждает его соответствие, человеку нужно сдать теоретическую часть в вузе по 24 квалификациям и приготовить для комиссии практическую часть. Если все сдано успешно, на следующий день ему выдается диплом государственного образца, и он может с ним идти на рынок труда. Такой эксперимент уже сделан по поварам, на очереди – сварщики. Если мы эту практику расширим, она будет хорошо работать. А пришла она, кстати, из Финляндии.

ВАЖНО!

Бюджет фонда – 10 млрд. грн – это исключительно выплаты работодателя. Единый социальный взнос (ЕСВ) расщепляется на несколько фондов, в том числе и на Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Государство ни выделяет на это ни копейки.

   http://kp.ua/economics/564818-hlava-fonda-sotsstrakhovanyia-v-ukrayne-poiavylas-armyia-professyonalnykh-bezrabotnykh
Видео   http://kp.ua/press/5994-priamaia-lynyia-kakye-perspektyvy-u-hosudarstvennoi-sluzhby-zaniatosty-vydeo#sort=new&p=1